ДОП Горнолыжный спорт (Пивоваров Е.И., Паршаков В.А.)

УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
АДМИНИСТРАЦИИ ЧАЙКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «РЕКОРД»

ПРИНЯТА на заседании рабочей
группы Управления физической
культуры и спорта администрации
Чайковского городского округа
Протокол №
от 'Ы. 'О 3 >2023 год

УТВЕРЖДЕНА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ГО ВИДУ СПОРТА
«ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ»

Возраст обучающихся: с 8 лет
Срок реализации программы:
Этап начальной подготовки —2-3 года
Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной специализации) -4- 5 лет

Авторы-составители:
Пивоваров Е. И., тренер-преподаватель;
Паршаков В. А., тренер-преподаватель;
Юргутите А. Ю., инструктор методист;
-

г. Чайковский, 2023г.

2

I. Общ ие положения
I. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду
спорта «горнолыжный спорт» (далее - Программа) предназначена для организации
спортивной подготовки по виду спорта «горнолыжный спорт» в МАУ ДО СШ «Рекорд»
(далее - Учреждение).
2.
Целями программы являются:
обеспечение учебно-тренировочного процесса с учетом минимальных требований к
спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по
виду спорта «горнолыжный спорт», утвержденным приказом Минспорта России от
31.10.2022 № 881 (далее - ФССП);
достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и
педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего,
круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки;
всестороннее физическое и нравственное развитие, физическое воспитание
обучающихся;
совершенствование
спортивного
мастерства
посредством
организации
систематического участия обучающихся в спортивных мероприятиях, включая спортивные
соревнования;
подготовка спортивного резерва для спортивных сборных команд.
II. Х арактери сти ка дополнительной образовательной п рограм м ы
спортивной подготовки
3.
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц
проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную
подготовку вгруппах на этапах спортивной подготовки
Этапы спортивной
подготовки

Срок реализации
этапов спортивной
подготовки (лет)

Возрастные гра­
ницы лиц, про­
ходящих спор­
тивную подго­
товку (лет)

Наполняемость
(человек)

Для спортивной дисциплины «горнолыжный спорт»
Этап начальной подготовки

3

8

10-20

Учебно-тренировочный
этап (этап спортивной
специализации)

5

10

7-14

4.
Этапный
норматив

Объем П рограм м ы

Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки

Количество часов
в неделю

Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной специализации)

До года

Свыше года

До трёх лет
(1,2,3 год
обучения)

Свыше трёх лет
(4,5 год
обучения)

4,5-6

6-8

10-14

16-18

3

Общее количество
часов в год

234-312

312-416

520-728

832-936

5.
5.1.

В иды (формы ) обучения, прим еняю щ иеся при реализации програм м ы .
Учебно-тренировочные занятия - групповые, индивидуальные, смешанные и

5.2.

Учебно-тренировочные мероприятия

иные.

Виды учебно­
№
п/п тренировочных мероприятий

Предельная продолжительность учебно­
тренировочных мероприятий по этапам спортивной
подготовки (количество суток) (без учета времени
следования к месту проведения учебно-тренировочных
мероприятий и обратно)
Этап начальной
подготовки

Учебно-тренировочный
этап (этап спортивной
специализации)

1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям

1.1.

Учебно-тренировочные
мероприятия по подготовке
к международным
спортивным соревнованиям

-

-

1.2.

Учебно-тренировочные
мероприятия по подготовке
к чемпионатам России,
кубкам России,
первенствам России

-

14

1.3.

Учебно-тренировочные
мероприятия по подготовке
к другим всероссийским
спортивным соревнованиям

-

14

1.4.

Учебно-тренировочные
мероприятия по подготовке
к официальным спортивным
соревнованиям субъекта
Российской Федерации

-

14

2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия

2.1.

Учебно-тренировочные
мероприятия по общей и
(или) специальной
физической подготовке

-

14

2.2.

Восстановительные
мероприятия

-

-

4

2.3.

Мероприятия для
комплексного медицинского
обследования

2.4.

Учебно-тренировочные
мероприятия в
каникулярный период

2.5.

Просмотровые учебно­
тренировочные мероприятия

-

-

До 21 суток подряд и не более двух учебно­
тренировочных мероприятий в год

До 60 суток

-

5.3.
Спортивные соревнования
Требования к участию в спортивных соревнованиях, обучающихся:
соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации обучающихся
положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой
всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта «горнолыжный спорт»;
наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;
соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил,
утвержденных международными антидопинговыми организациями.
Учреждение направляет обучающегося и лиц, осуществляющих спортивную
подготовку, на спортивные соревнования на основании утвержденного плана физкультурных
и спортивных мероприятий, формируемого в том числе в соответствии с Единым
календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных
мероприятий, и спортивных мероприятий, и соответствующих положений (регламентов) об
официальных спортивных соревнованиях.
Объем соревновательной деятельности
Виды
спортивных
соревнований

Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки

До года

Свыше года

Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной специализации)
До трех лет

Свыше трех лет

Для спортивной дисциплины «горнолыжный спорт»
Контрольные

2

3

5

7

Отборочные

-

1

3

4

Основные

-

1

1

2

5.4.
Иные виды (формы) обучения - физкультурные мероприятия в форме
спартакиад, спортивных эстафет, спортивных праздников.
6.

№

Виды подготовки и иные
мероприятия

Годовой учебно-тренировочны й план
Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготов-

Учебно-тренировочный

5

ки

До года

этап (этап спортивной
специализации)
Свыше года

До трёх лет

Свыше трёх
лет

Недельная нагрузка в часах
4,5-6

6-8

10-14

16-18

Максимальная нагрузка одного учебно-тренировочного
занятия в часах
2

2

3

3

Наполняемость групп (человек)
10-20

7-14

1.

Общая физическая
подготовка

58-100

81-141

120-189

175-234

2.

Специальная физическая
подготовка

86-147

122-195

125-211

200-271

3.

Участие в спортивных
соревнованиях

-

3-8

42-73

66-94

54-90

65-104

114-240

233-309

4-9

6-12

16-29

25-37

-

-

42-73

66-94

2-9

3-12

10-29

17-37

234-312

312-416

520-728

832-936

4.
5.

6.

7.

Техническая подготовка
Тактическая,
теоретическая,
психологическая
подготовка
Инструкторская и
судейская практика
Медицинские, медико­
биологические,
восстановительные
мероприятия,
тестирование и контроль

Общее количество часов в год
7.
№
п/п
1.

1.1.

Направление работы

К алендарны й план воспитательной работы
Мероприятия

П роф ориентационная деятельность
У частие в спортивны х соревнованиях
различного уровня, в р ам ках которы х
предусмотрено:
- практическое
и
теоретическое
Судейская практика
изучение и применение правил вида
спорта и терминологии, принятой в
виде спорта;
- приобретение навыков судейства и

Сроки
проведения
В течение года

6

1.2.

2.

2.1.

2.2.

проведения спортивных соревнований
в качестве помощника спортивного
судьи и (или) помощника секретаря
спортивных соревнований;
- приобретение
навыков
самостоятельного
судейства
спортивных соревнований;
- формирование
уважительного
отношения к решениям спортивных
судей;
- воспитание внутренней установки на
строгое
и
неукоснительное
соблюдение правил вида спорта.
У чебно-тренировочны е зан яти я, в
рам ках которы х предусмотрено:
- освоение навыков организации и
проведения учебно-тренировочных
занятий в качестве помощника
тренера- преподавателя;
- составление конспекта учебно­
тренировочного занятия в
Инструкторская
соответствии с поставленной
практика
задачей;
- формирование навыков
наставничества;
- формирование сознательного
отношения к учебно-тренировочному
и соревновательному процессам;
- формирование склонности к
педагогической работе.
Здоровьесберегаю щ ая деятельность
Дни здоровья и спорта, в рам ках
которы х предусмотрено:
- формирование
ответственного
отношения к своему здоровью и
установки на здоровый образ жизни
Организация и про­
(здоровое
питание,
соблюдение
ведение
гигиенических
правил,
мероприятий,
сбалансированный режим занятий и
направленных на
отдыха,
регулярная
физическая
формирование
активность);
здорового образа
- осознание последствий и неприятие
жизни
вредных
привычек
(употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
Обеспечение направленности учебно­
тренировочны х занятий на:
Здоровьесберегающее
- формирование
гигиенических
воспитание в системе
навыков, связанных с двигательной
учебно­
активностью и занятием избранным
тренировочных
спортом;
занятий
- обеспечение соблюдения режима дня,
закаливание организма;

В течение года

В течение года

В течение года

7

-

2.3

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

знание
и
соблюдение
основ
спортивного питания;
- формирование знаний и навыков,
связанных с соблюдением требования
техники безопасности при занятиях
избранным спортом.
П р акти ч еск ая деятельность и
восстановительны е процессы
обучаю щ ихся:
- формирование навыков правильного
режима дня с учетом спортивного
Режим питания
режима (продолжительности учебно­
и отдыха
тренировочного процесса, периодов
сна, отдыха, восстановительных
мероприятий после тренировки,
оптимальное питание, профилактика
переутомления и травм, поддержка
физических кондиций, знание
способов закаливания и укрепления
иммунитета).
П атриотическое воспитание
Включение в содержание теоретической
подготовки вопросов патриотического
воспитания (формирование качеств юного
спортсмена - гражданина своей страны,
чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину,
Теоретическая
воспитание уважения к государственным
подготовка
символам (герб, флаг, гимн), готовности к
служению Отечеству, его защите на
примере роли, традиций и развития вида
спорта в современном обществе,
легендарных спортсменов в Российской
Федерации, в регионе).
Формирование
чувства гордости за
Через систему учебно-тренировочных
достижения нашей
занятий.
страны в мировом и
отечественном
спорте
23 февраля - День защитника Отечества
12 апреля - День космонавтики
Проведение
9 мая - День Победы советского народа в
физкультурных и
Великой Отечественной войне 1941 спортивных
1945 годов
мероприятий,
22 июня - День памяти и скорби - день
посвященных дням
начала Великой Отечественной войны
воинской славы и
4 ноября - День народного единства
памятным датам
9 декабря - День Героев Отечества
России1
Формирование
Через систему учебно-тренировочных
уважения к
занятий
российским
спортсменам героям спорта

В течение года

В течение года

В течение года

8

3.5.

№
п/п
1.
1.1.
1.2.

Практические навыки
при организации
физкультурноспортивных
мероприятий.

Организация церемоний открытия и
закрытия физкультурных и спортивных
мероприятий (подъем государственного
флага, исполнение государственного
гимна, проведение спортивного парада,
вручение наград и наградной атрибутики
и т.д.)
Использование атрибутики, эмблемы
физкультурных мероприятий и
спортивных соревнований

Мероприятия
П роф ориентационная деятельность
Осуществление профориентационной деятельности через систему
учебно-тренировочных занятий
Посещение объектов спорта, физкультурных и спортивных
мероприятий, в том числе спортивных соревнований

По
графику
(плану)
проведения
физкультурных
мероприятий и
спортивных
соревнований

Сроки
проведения
В течение
года
По
отдельному
графику
В течение
года

1.3.

Организация встреч с известными спортсменами

2.
2.1.
2.1.1.

Здоровьесберегаю щ ая деятельность
Проведение бесед с обучающимися, направленных на
формирование ответственного отношения к своему здоровью и
установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
Ежемесячно
регулярная физическая активность)
в течение
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
года
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья
формирование способности адаптироваться к стрессовым ситуациям,
умения управлять собственным эмоциональным состоянием
Здоровьесберегающее воспитание в системе учебно-тренировочных
занятий
формирование гигиенических навыков, связанных с двигательной
активностью и занятием избранным спортом
в течение
обеспечение соблюдения режима дня, закаливание организма
года
знание и соблюдение основ спортивного питания
формирование знаний и навыков, связанных с соблюдением
требования техники безопасности при занятиях избранным спортом
П атриотическое воспитание
Проведение физкультурных и спортивных мероприятий,
посвященных дням воинской славы и памятным датам России
февраль
23 февраля - День защитника Отечества
12 апреля - День космонавтики
апрель
9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной
май
войне 1941 - 1945 годов
22 июня - День памяти и скорби - день начала Великой Отечествен­
июнь
ной войны

2.1.2.

2.1.3.
2.2.
2.2.1.
2.2.2.
2.2.3.
2.2.4.
3.
3.1.
3.1.1.
3.1.2.
3.1.3.
3.1.4.

9

3.1.5.
3.1.6.
3.2.

3.3.
4.
4.1.
4.1.1.
4.1.2.

4.1.3.

4.1.4.
5.
5.1.

5.2.

4 ноября - День народного единства
9 декабря - День Героев Отечества
Формирование чувства гордости за достижения нашей страны в
мировом и отечественном спорте (через систему учебно­
тренировочных занятий)
Формирование уважения к российским спортсменам -героям спорта
(через систему учебно-тренировочных занятий)
Р азвитие творческого м ы ш ления
Развитие творческого мышления на учебно-тренировочных занятиях
развитие изобретательности и логического мышления
развитие умения сравнивать, выявлять и устанавливать
закономерности, связи и отношения, самостоятельно решать и
объяснять ход
решения поставленной задачи
развитие умения концентрировать внимание, находиться в
готовности совершать двигательные действия в период проведения
тренировочных занятий (в том числе в спортивных соревнованиях).
развития навыка рефлексии (осознания своих внутренних
психических процессов и состояний)
Н равственное воспитание
Воспитание коллективизма, чувства товарищества, готовности к
взаимовыручке, честности, справедливости, ответственности,
настойчивости, воли, дисциплинированности через систему учебно­
тренировочных занятий
Проведение бесед с обучающимися, направленных на соблюдение
этических норм поведения в спорте

ноябрь
декабрь
в течение
года
в течение
года

в течение
года

в течение
года
в течение
года

8.
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
борьбу с ним
План направлен на решение следующих задач:
1) формирование ценностно-мотивационной сферы, способствующей привитию
честных способов борьбы в спорте;
2) опровержение стереотипного мнения о повсеместном распространении допинга в
большом спорте и невозможности достижения выдающихся результатов без него, а также о
том, что допинг способен заменить учебно-тренировочный процесс;
3) раскрытие перед обучающимися тех возможностей для роста результатов, которые
дают обычные тренировочные средства, а также психологическая подготовка (развитие
стрессоустойчивости, волевых качеств);
4) формирование у обучающихся более широкого взгляда на жизненные и, в
частности, профессиональные перспективы, где спорт будет не самоцелью, а лишь одной из
ступенек на пути к достижению жизненных успехов;
5) воспитание ответственности, привычки самостоятельно принимать решения и
прогнозировать их возможные последствия, избегание перекладывания ответственности на
третьих лиц;
6) пропаганда принципов fair-play («честная игра»), отношения к спорту как к
площадке для честной конкуренции и воспитания личностных качеств;
7) повышение в глазах молодежи ценности здоровья и пропаганда отношения к
спорту как к способу его достижения, а не как к площадке для самоутверждения, где нужно
побеждать любой ценой.

10

Этап спортивной
подготовки

Содержание мероприятия
и его форма

1.Весёлые старты

«Честная игра»

1-2 раза
в год

2.Теоретическое
занятие

«Ценности
спорта.
Честная игра»

1 раз в год

З.Проверка
лекарственных
препаратов
(знакомство
с
международным
стандартом
«Запрещённый список»

Начальной
подготовки

Сроки про­
ведения

4.Антидопинговая
викторина

«Играй честно»

1 раз
в месяц

По
назначе
нию

5.Онлайн обучение на сайте РУСАДА

1 раз в год

«Роль родителей
в процессе
формирования
антидопинговой
культуры»

1-2 раза в
год

б.Родительское
собрание

7.Семинар
тренеров

для

«Виды
нарушений
антидопинговых
правил»,
«Роль тренера и
родителей
в
процессе
формирования
антидопинговой
культуры.

1-2 раза в
год

Рекомендации по про­
ведению мероприятий
Предоставление
отчёта о проведении
мероприятия:
сценарий/программа,
фото/видео
Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечениев регионе
Научить
обучающихся
проверять
лекарственные
препараты
через
сервисы по проверке
препаратов
в виде
домашнего
задания
(тренер
называет
спортсмену
2-3
препарата
для
самостоятельной
проверки дома).
Проведение
викторины на
спортивных
мероприятиях.
Прохождение онлайн
курса
это
неотъемлемая
часть
системы
антидопингового
образования.
Включить в повестку
дня
родительского
собрания вопрос по
антидопингу.
Использовать памятки
для
родителей.
Научить
родителей
пользоваться
сервисом по проверке
препаратов.

Согласовать
с
ответственным
за
антидопинговое
обеспечение
в
субъекте Российской
Федерации.

11

Учебно­
тренировочный этап
(этап спортивной
специализации)

1.Весёлые старты

«Честная игра»

1-2 раза в
год

2.Онлайн обучение на сайте РУСАДА

1 раз в год

З.Антидопинговая
викторина

По
назначению

4.Семинар
спортсменов
тренеров

«Играй честно»

«Виды
нарушений
для
антидопинговых
и
правил»
«Проверка
лекарственных
средств».

5.Родительское
собрание

«Роль родителей
в процессе
формирования
антидопинговой
культуры»

1-2 раза в
год

1-2 раза в
год

Предоставление
отчёта о проведении
мероприятия:
сценарий/программа,
фото/видео
Прохождение онлайн
курса
это
неотъемлемая
часть
системы
антидопингового
образования.
Проведение
викторины на
спортивных
мероприятиях.
Согласовать
с
ответственным
за
антидопинговое
обеспечение
в
субъекте Российской
Федерации.
Включить в повестку
дня
родительского
собрания вопрос по
антидопингу.
Использовать памятки
для
родителей.
Научить
родителей
пользоваться
сервисом по проверке
препаратов.

12

9. П л ан ы инструкторской и судейской п ракти ки .
Одной из задач является подготовка обучающегося к роли помощника тренерапреподавателя, инструктора и активного участника в организации и проведении спортивных
соревнований по виду спорта «горнолыжный спорт».
Решение этих задач целесообразно начинать на учебно-тренировочном этапе и
продолжать инструкторскую и судейскую практику на всех последующих этапах спортивной
подготовки.
Обучающиеся должны овладеть принятой в виде спорта «горнолыжный спорт»
терминологией и уметь проводить базовые упражнения, овладеть основными методами
построения учебно-тренировочного занятия: разминка, основная и заключительные части.
Уметь выполнять обязанности дежурного по группе (подготовка мест занятий, получение
необходимого инвентаря и т.д.).
Большое внимание уделяется анализу спортивных соревнований, обучающиеся
должны научиться объективно оценивать свои сильные и слабые стороны, сознательно
относиться к рекомендации тренера-преподавателя.
Привитие судейских навыков осуществляется путём изучения правил спортивных
соревнований, привлечения обучающихся к непосредственному выполнению отдельных
судейских обязанностей при проведении спортивных соревнований в своей и других
группах, обучающиеся могут принимать участие в судействе внутри школьных спортивных
соревнований в роли спортивного судьи, старшего судьи, секретаря; в городских спортивных
соревнованиях в роли спортивного судьи, секретаря.

№

Задачи

1

Освоение методики
проведения учебно­
тренировочных
занятий
по
виду
спорта
«горнолыжный
спорт»
Выполнение
необходимых
требований
для
присвоения звания
инструктора

План инструкторской и судейской практики
Виды практических заданий
Сроки
Ответственный
Г руппы ТЭ (все периоды)
Тренеры В
1.Самостоятельное
проведение
подготовительной
части соответстви преподаватели,
инструктори с планом
тренировочного занятия.
методист
спортивной
2.
Самостоятельное
проведение
подготовки
занятий по физической подготовке.
3. Обучение основным техническим
элементам и приёмам.
4. Составление
комплексов
упражнений
для
развития
физических качеств.
5. Подбор
упражнений
для
совершенствования техники.
6. Ведение дневника самоконтроля
учебно-тренировочных занятий.

13

На этапе начальной подготовки инструкторская и судейская практика не предусмотрены.
10.
П л ан ы медицинских, медико-биологических м ероприятий и прим енения
восстановительны х средств.
Начиная с учебно-тренировочного этапа первого года, обучающиеся проходят
углублённый
медицинский
осмотр
во
врачебно-физкультурном
диспансере.
Организация обеспечивает контроль за своевременным прохождением обучающимися
медицинского осмотра.
В планы медицинских и медико-биологических мероприятий входит:
- периодические медицинские осмотры;
- углублённое медицинское обследование обучающихся;
- дополнительные медицинские осмотры перед участием в спортивных соревнованиях,
после болезни или травм;
- врачебно-педагогические наблюдения в процессе спортивной подготовки с целью
определения индивидуальной реакции обучающихся на тренировочные и соревновательные
нагрузки;
- санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами проведения учебно­
тренировочных занятий и спортивных соревнований, одеждой и обувью.
- медико-фармакологическое сопровождение в период спортивной подготовки и при
развитии заболевания или травмы;
- контроль за питанием обучающихся и использованием ими восстановительных
средств выполнений рекомендаций медицинских работников.
Восстановительные средства и мероприятия включают в себя:
Специальные средства восстановления, используемые в подготовке обучающихся,
можно подразделить на три группы: педагогические, психологические и медико­
биологические.
Педагогические средства:
Основные средства восстановления - педагогические, которые предполагают
управление величиной и направленностью тренировочной нагрузки. Они являются
неотъемлемой частью рационального построенного учебно-тренировочного процесса и
включают:
- варьирование продолжительности и характера отдыха между отдельными
упражнениями, учебно-тренировочными занятиями и циклами занятий;
- использование специальных упражнений для активного отдыха и расслабления,
переключений с одного на упражнения на другое. Использование игрового метода, что очень
важно в занятиях с детьми и подростками;
- «компенсаторное» - упражнения, выполняемые с невысокой интенсивностью в конце
учебно-тренировочного занятия, между тренировочными сериями или соревновательными
стартами продолжительностью от 1 до 15 минут;
- учебно-тренировочные занятия с малыми по величине нагрузками (они
интенсифицируют процессы восстановления после учебно-тренировочных занятий с
большими нагрузками иной направленности); рациональная организация тренировочного
дня.
- Психологические средства:
Психологические средства наиболее действенны для снижения уровня нервно
психической напряженности во время ответственных спортивных соревнований и
напряжённых учебно-тренировочных занятий. Кроме того, они оказывают положительное
влияние на характер и течение восстановительных процессов. К их числу относятся:
- аутогенная и психорегулирующая тренировка;
- средства внушения (внушённый сон - отдых);
- гипнотическое внушение;
- приёмы мышечной релаксации, специальные дыхательные упражнения, музыка для
релаксации;
- интересный и разнообразный досуг;

14

- условия для быта и отдыха, благоприятный психологический микроклимат.
К физическим (физиотерапевтическим) средствам восстановления относятся:
- массаж (общий, сегментарный, точечный, вибро и гидромассаж);
- суховоздушная (сауна) и парная бани;
- гидропроцедуры (различные виды душей и ванн);
- электропроцедуры, облучения электромагнитными волнами различной длины,
магнитотерапия;
- гипероксия.
На этапе начальной подготовки проблемы восстановления решаются относительно
просто. При планировании занятий на каждый день недели достаточно обговорить с
родителями общий режим занятий в школе, дать рекомендации по организации питания,
отдыха.
Начиная с учебно-тренировочного этапа вопросам восстановления должно уделяться
особенно большое внимание в связи с возрастанием объёмов и интенсивности
тренировочных нагрузок, сокращением сроков на восстановление при увеличении
количества учебно- тренировочных занятий в неделю.
Оптимальной
формой
использования
восстановленных
средств
является
последовательное или параллельное применение нескольких из них в одной стандартной
процедуре. Не всегда целесообразно ускорять процессы восстановления после учебно­
тренировочных занятий, направленных на повышение энергетических возможностей
организма обучающегося, поскольку именно глубина и продолжительность восстановления в
значительной мере обуславливают протекание адаптационных процессов. И наоборот,
рекомендуется применение средств, избирательно стимулирующих восстановление тех
компонентов работоспособности, которые не подвергались основному воздействию в
проведённом учебно-тренировочном занятии, но будут мобилизованы в очередном учебно­
тренировочном занятии.
Восстановительные мероприятия проводят не только во время проведения учебно­
тренировочного процесса и спортивных соревнований (отдых между выполнениями
упражнений), но и свободное время.
План медицинских, медико-биологических мероприятий и
применения восстановительных средств.
№
1

Наименование мероприятия
Психолого-педагогические
и
медико­
биологические средства:
- упражнение на растяжение;
- разминка;
- массаж:
восстановительный
массаж,
возбуждающий точечный массаж в сочетании с
классическим
массажем
(встряхивание,
разминание), локальный массаж;
- искусственная активизация мышц;
- психорегуляция мобилизующей направленности;
- комплекс восстановительных упражнений ходьба, дыхательные упражнения, душ - тёплый/
прохладный;
- душ - тёплый/ умеренно холодный/ тёплый
- сеансы аэроионотерапии;
- психорегуляция
реституционной
направленности;
сбалансированное питание, витаминизация,
щелочные минеральные воды.

Сроки
В течении
года

Ответственный
Тренерыпреподаватели,
медицинский
работник

15

При планировании использования средств восстановления в текущей работе тренеру преподавателю рекомендуется использовать примерную схему и заполнить её в соответствии
с реальными запросами и возможностями. Конкретный план, объём, целесообразность
проведения восстановительных мероприятий определяет личный тренер-преподаватель
спортсмена, исходя из решения текущих задач подготовки.
III. С истема контроля

11.
По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивно
подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее - обучающийся),
необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы,
в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
11.1. На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;повысить
уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта «горнолыжный спорт»;
получить общие знания об антидопинговых правилах;
соблюдать антидопинговые правила;
принять участие в официальных спортивных соревнованиях, начиная со второго года; ежегодно
выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для
зачисления и перевода на учебно-тренировочной этап (этап спортивной специализации).
11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «горнолыжный спорт» и
успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в
спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий; изучить
основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «горнолыжныйспорт»;
изучить антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже муниципального
уровня на первом и втором году;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях проведения не ниже
регионального уровня, начиная с третьего года;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для
зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.
12.
Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся,
проводимой учреждением на основе разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня
тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее тесты), а также с учетом результатов участия, обучающегося в спортивных соревнованиях и
достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации.

16

Н орм ати вы общей физической и специальной физической подготовки
для зачисления и перевода на этап начальной подготовки
по виду спорта «горнолы ж ны й спорт»
№
п/п

1.1
1.2
1.3

1.4

Норматив до года
Норматив свыше го­
обучения
да обучения
Упражнения
мальчики девочки мальчики девочки
1. Нормативы общей физической подготовки
не более
не более
Бег на 30 метров
с
6,9
6,7
6,8
7,1
не менее
не менее
Челночный бег 3х10 м
с
10,3
10,6
10,0
10,4
не менее
не менее
Сгибание и разгибание
количество
рук в упоре лежа на полу
раз
7
4
10
6
не более
не более
Наклон вперёд из
положения стоя на
см
+1
+3
+3
+5
гимнастической скамье
(от уровня скамьи)
Единица
измерения

не менее
1.5

2.1
2.2

Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами

не менее

см
110

105

120

115

2. Нормативы специальной физической подготовки
не менее
не менее
Бег на 800 м
мин, с
6.50
7.0
6.0
6.50
не менее
не менее
Прыжок в высоту
см
с места
20
15
25
20

17

Н орм ати вы общей физической и специальной физической
подготовкии уровень спортивной квал и ф и к ац и и (спортивны е
разряды )
для зачисления и перевода на учебно-тренировочны й
этап(этап спортивной специализации)
по виду спорта «горнолы ж ны й спорт»
№
п/п

Упражнения

Единица
измерения

1.1.

Бег на 60 метров

с

1.2.

Челночный бег 3*10 м

с

Норматив

юноши
1.Нормативы общей физической подготовки

девушки
не более
не более

1.3.
1.4.

Наклон вперёд из положения стоя
на гимнастической скамье
(от уровня скамьи)
Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами

не менее
см
см

1.5.

Поднимание туловища из
положения лёжа на спине за 1 мин

количество раз

1.6.

Подтягивание из виса на высокой
перекладине

количество раз

2.1.

Бег на 800 метров

мин, с

2.2.

Тройной прыжок в длину с места

м

2.3.

Прыжок в высоту с места

см

3.1.

3.2.

+5

+7
не менее

160

150
не менее
27

не менее

14
2.Нормативы специальной физической подготовки

не более
не менее
не менее

З.Уровень спо ртивной квалификации
Период обучения на этапе
спортивные разряды «третий юношеский спортивный разряд»,
спортивной подготовки
«второй юношеский спортивный разряд»,
(до трёх лет)
«первый юношеский спортивный разряд»
спортивные разряды Период обучения на этапе
«третий спортивный разряд»,
спортивной подготовке
«второй спортивный разряд»,
(свыше трёх лет)
«первый спортивный разряд»

IV. Рабочая п рограм м а
13.
Программный материал для учебно-тренировочных занятий по
каждому этапу спортивной подготовки.
В Программе для каждого этапа подготовки занимающихся поставлены задачи, определены
допустимые объемы тренировочных нагрузок по основным средствам, предложены варианты
построения годичного учебно-тренировочного цикла с учетом возрастных особенностей и
должного уровня физической, функциональной подготовленности и требований подготовки
обучающихся.

18

Э тап начальной подготовки.
У чебно-тренировочны й план и програм м ны й м атериал на этапе начальной
подготовки.
Задачи и преимущественная направленность тренировки:
- укрепление здоровья;
- привитие интереса к занятиям горнолыжным спортом;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного
применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;
- овладение основами техники катания на горных лыжах и других физических упражнений;
- воспитание черт спортивного характера волевых качеств, коммуникабельности.
Тренировочный план тренировочных занятий для групп начальной подготовки (час).
№
№
п/п
1.

Тема

Общая физическая подготовка

Тренировочный год
До года

Свыше года
81-141
122-195

2.

Специальная физическая подготовка

58-100
86-147

3.

Участие в спортивных соревнованиях

-

3-8

4.

Техническая подготовка

54-90

65-104

5.

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка

4-9

6-12

6.

Медицинские, медико-биологические, восстановительные
мероприятия, тестирование и контроль
ИТОГО

2-9

3-12

234-312

312-416

О бщ ая ф изическая подготовка.
Направлена на укрепление здоровья и развитие физических качеств обучающихся по
повышению функциональных возможностей их организма:
1. Общеразвивающие упражнения (ОРУ):
- упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса, упражнения для
развития и укрепления мышц спины, упражнения для развития и укрепления мышц
брюшного пресса и ног.
2. Развитие скоростных способностей:
- бег 20, 30, 40, 50, 60 метров;
- стартовые ускорения из различных исходных положений на 10, 20, 30 метров;
- челночный бег 2, 3, 4х10 метров;
- плавание на дистанцию до 15 метров;
- короткие спурты в подвижных, спортивных играх, в эстафетах;
- бег на дистанцию 20, 30, 40, 50 метров с незначительным отягощением (пояс, манжеты);
- бег 20, 30, 40, 50, 60 метров с ускорением в гору. Под гору.
3. Развитие скоростно-силовой выносливости:
- бег 200, 300, 400 метров;
- бег с изменением направления;
- выпрыгивания из полного приседа и полуприседа с продвижением вперед на месте, в
стороны, спиной вперед;
- прыжки вверх с подтягиванием коленей к груди;
- прыжки в длину;
- прыжки на низкую тумбу (15, 30 и 60 секунд);

19

- прыжки на тумбу на одной ноге (15-20 секунд);
- тройной прыжок, пяти скок, десяти скок;
- прыжки в шаге, на одной ноге в длину и в высоту;
- бег по окружностям;
- бег по диагоналям;
- висы;
- отжимания от пола и упражнения на укрепление мышц спины и живота.
4. Развитие двигательно-координационных способностей:
- мини-футбол;
- баскетбол;
- ручной мяч;
- передача мяча на месте и в движении от груди, с отскоком от пола, из-за головы, из-за
плеча одной рукой, с разворота с вращением на 360°, 180°;
- броски и прием мяча для большого тенниса;
- подвижные игры, эстафеты;
- ходьба на равновесие на незначительной высоте;
- катание на роликовых коньках;
- прыжки на батуте, подкидном мостике;
- прыжки в воду с различными заданиями;
- кувырки, стойки, перевороты и другие несложные акробатические упражнения;
- упражнения с использованием лопинга, качелей.
5. Развитие гибкости, подвижности в суставах:
- круговые движения во всех суставах с максимальной амплитудой;
- «мосты»;
- «шпагаты»;
- наклоны вперед, назад, скрестные;
- махи;
- выпады вперед и в сторону;
- отводящие и приводящие движения в тазобедренном, коленном суставах;
- статические упражнения на растягивание мышц;
- динамические упражнения на подвижность и выворотность в суставах.
6. Развитие общей выносливости:
- бег по пересеченной местности;
- кондиционный бег;
- кроссовая подготовка;
- велоподготовка;
- элементы спортивных игр, подвижные игры, преодоление полосы препятствий;
- круговая тренировка со специальными упражнениями;
- прыжки в уступающе-преодолевающем режиме;
- плавание.
С п ец и альн ая ф изическая подготовка.
1.
Имитация спусков и поворотов:
- имитационные прыжки из глубокого приседа и полуприседа без палок;
- имитация работы рук на месте и в движении с использованием палок;
- имитация работы рук и ног на месте;
- имитация работы рук и ног с продвижением вперед из стороны в сторону с одной на одну, с
двух на две (в гору и под гору);
- имитация работы рук и ног в прыжках различной амплитуды правым и левым боком,
спиной с палками;
- имитационные прыжки различной амплитуды и темпа с использованием препятствий и без
них.
2. Развитие двигательно-координационных способностей:

20

Под двигательно-координационными способностями (ловкостью) следует понимать
способность человека точно, целесообразно и экономно решать двигательные задачи и
быстро овладевать новыми движениями. Большой объем двигательных навыков позволяет
быстро и эффективно решать задачи, возникающие в тренировочной и соревновательной
деятельности, обеспечивая при этом необходимую вариативность движений.
3. Развитие силовой выносливости:
- упражнения отягощенные весом собственного тела (подтягивания в висе, отжимания в
упоре, складывания из положения, пистолетики на правой ноге и т.д.);
- упражнения, в которых собственный вес отягощается весом специальных поясов и
манжетой;
- упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования опоры;
- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно
падающего тела (прыжки с возвышения 50-70 см с мгновенным последующим
выпрыгиванием вверх);
- статические упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет волевых
усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении;
- упражнения с использованием внешних предметов (гантелей, дисков, набивных мячей, веса
партнера и т.п.);
- упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки в гору, по рыхлому песку,
против ветра и прочее).
4. Упражнения на роликовых коньках:
- упражнения на статическое равновесие при малой опоре (приседания, наклоны обоих
коньков, влево и вправо, одновременные наклоны роликовых коньков внутрь и наружу,
поочередное стояние, то на правой, то на левой ноге; перенос тела на разные ноги и
одновременное сгибание внутренней ноги; переступание с поворотом направо, налево,
кругом; правильные падения);
- упражнения на плоской поверхности (бег по прямой линии с попеременным отталкиванием
ног и дальнейшим скольжением; бег елочкой; бег по кругу; бег по заданной траектории, по
восьмерке в ограниченном пространстве; повороты в обе стороны; использование тормоза
при торможении; торможение поворотом);
- упражнения на склоне до восьми градусов, длиной 25-30 метров (скольжение на
параллельных роликовых коньках по прямой, приседания, наклоны, попеременное
поднимание правой и левой ноги, скольжение на одной ноге; невысокие прыжки, пружинки,
фонарики; прыжки через линию параллельную линии падения; повороты в обе стороны;
скольжение в дугах; скольжение в горнолыжной стойке (с палками);
- подвижные игры на роликовых коньках на склоне до восьми градусов, длинной 25-30
метров («Кошки-мышки» по восьмерке, «Салочки» на ограниченной плоскости (квадрат со
стороной 15 метров); эстафеты, соревнования на скорость при движении по заданной
траектории.
5. «Слалом на траве».
6. Упражнения на склоне до 10 градусов:
- спуск по прямой на параллельных лыжах;
- сохранение правильного положения над лыжами (горнолыжная стойка);
- приседания, наклоны, попеременное поднимание правой и левой ноги, скольжение на
одной ноге;
- развороты, торможение, сопряженные повороты.
7. Подвижные игры на лыжах:
- «Салочки» и т.п.;
- различные эстафеты.

21

Техническая подготовка.
- повороты на месте;
- одновременный бесшажный ход;
- попеременный двухшажный ход;
- торможение падением;
- поворот переступанием в движении;
- прямой спуск в средней стойке;
- косые спуски в средней стойке;
- преодоление неровностей рельефа склона: в движении вниз по склону из средней стойки
выполнение приседаний, наклонов, подскоков; в движении поперек склона выполнение тех
же упражнений (вправо, влево); в движении вниз по склону в основной стойке поочередный
перенос веса тела на носки, пятки лыж; преодоление серии бугров подбором и выпуском
лыж; преодоление впадин выпуском и подбором лыж; сочетание нескольких элементов в
одном задании, координируя работу ног согласно изменений рельефа;
- подъем лесенкой и елочкой;
- коньковый ход по прямой, по кругу;
- повороты с конькового шага;
- перенос тяжести тела на одну лыжу при спуске;
- сгибание-разгибание-сгибание ног при спуске;
- повороты различного радиуса на параллельных лыжах: выполнение 4-6 поворотов среднего
радиуса на небольшой скорости с незначительным разведением носков лыж и со сведением
пяток лыж; выполнение 4-6 поворотов среднего радиуса с более узким ведением лыж и
подтягивание внутренней лыжи к внешней соблюдая наиболее возможную параллельность
лыж; тоже в поворотах по дугам малого радиуса; выполнение поворотов по дугам малого и
среднего радиуса на участке склона 500 метров (стараться сохранять максимально
возможную параллельность лыж); выполнение коротких поворотов по дугам малого радиуса
на участке 500 метров; выполнение поворотов среднего радиуса на участке 700-800 метров;
выполнениеповоротов по дугам большого радиуса на участке 900-1000 метров;
- торможение упором и плугом в прямом и косом спусках;
- повороты упором и плугом;
- поворот с опорой на палку;
- поворот без опоры на палку;
- боковое соскальзывание;
- остановка разворотом лыж;
- упражнения на совершенствование управления движением на лыжах;
- старт, стартовый разгон: выполнение старта толчком палками и выкатом лыж без
отталкивания ногами; выполнение стартового разгона за счет 3-4 мощных коньковых
движений и соответствующими им толчками палками; выполнение стартового разгона за
счет одновременных толчков палками и скольжения на параллельных лыжах; выполнение
целостного движения старт толчком палками и выкатом параллельных лыж без отталкивания
ногами с установленным турникетом.
- стойка скоростного спуска: выполнение стойки скоростного спуска на месте; скольжение в
стойке скоростного спуска на участке склона 10-12 градусов с последующей остановкой
поворотом переступанием;
- прохождение открытых ворот (2-3);
- прохождение «широкой змейки»;
- траверс склона коньковым шагом;
- прохождение отрезка трассы слалома (5-10 ворот);
- прохождение отрезка трассы слалома-гиганта (3-6 ворот);
- знакомство с трассой супер-кросса и прохождение участка трассы супер-кросса;
- прохождение трасс слалома, слалома-гиганта, супер-кросса и комбинированных трасс в
тренировочном и соревновательном режиме;

22

- участие в соревнованиях по слалому-гиганту;
- подвижные игры на лыжах;
- специально-подготовительные (подводящие) упражнения на лыжах.
П сихологическая подготовка.
Основными задачами психологической подготовки является привитие устойчивого
интереса к занятиям видом спорта «горнолыжный спорт», формирование установки за
тренировочную и соревновательную деятельность. На данном этапе главными методами
психологической подготовки являются беседы, убеждения, педагогическое внушение,
методы моделирования соревновательной ситуации через игру. К методам словесного
воздействия относятся разъяснение, критика, одобрение, осуждение, внушение, примеры
авторитетных людей и др. Методы смешанного воздействия включают поощрение,
выполнение общественных и личных поручений, наказание. Рекомендуется, соблюдая
постепенность и осторожность, применять в тренировочном процессе заранее
спланированные ситуации, требующие преодоления трудностей (ситуация преодоления
страха, волнения, неприятных ощущений и т. д.). В этих ситуациях перед юными
спортсменами, как правило, не ставятся задачи проявлять предельные мобилизационные
возможности.
В осстановительны е м ероприятия.
В группах начальной подготовки общий объем нагрузки на организм занимающихся
сравнительно невелик, и поэтому восстановление работоспособности происходит главным
образом естественным путем.
Наибольшее значение имеют оптимальное построение учебно-тренировочного
процесса, рациональное построение учебно-тренировочного занятия в микроцикле и на
отдельных этапах учебно-тренировочного цикла, рациональное сочетание работы и
интервалов отдыха в учебно-тренировочных занятиях. Все это создает условия для
профилактики перенапряжения, способствует оптимальному протеканию восстановительных
процессов.
Из медико-биологических средств восстановления рекомендуется систематическое
применение гигиенического душа, а также водных процедур закаливающего характера.
Витаминизация должна проводиться с учетом возрастных и сезонных особенностей, а также
с учетом количества витаминов, поступающих в пищевом рационе.

У чебно-тренировочны й этап (этап спортивной специализации).
У чебно-тренировочны й план и програм м ны й м атериал
на учебно-тренировочном этапе.
Организационно-методические указания.
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочных занятий:
- повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности;
- углубленное изучение основных элементов техники катания на горных лыжах;
- приобретение соревновательного опыта;
- освоение навыков в организации и проведении спортивных соревнований.
Эффективность учебно-тренировочного занятия на учебно-тренировочном этапе
обусловлена рациональным сочетанием процессов овладения техники катания на горных
лыжах и физической подготовки обучающихся. В этот период наряду с упражнениями из
различных видов спорта, спортивными и подвижными играми широко используются
комплексы специальных подготовительных упражнений и методы, направленные на
развитие специальной выносливости и скоростно-силовых качеств.

23

№
№
п/п

Учебно-тренировочный план учебно-тренировочных занятий для групп
учебно-тренировочного этапа
(этап спортивной специализации) (час).
Тренировочный год
Тема
До трёх лет

Свыше трёх
лет
175-234

1.

Общая физическая подготовка

2.

Специальная физическая подготовка

120-189
125-211

3.

Участие в спортивных соревнованиях

42-73

66-94

4.

Техническая подготовка

114-240

233-309

5.

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка

16-29

25-37

6.

Инструкторская и судейская практика

42-73

66-94

7.

Медицинские, медико-биологические, восстановительные меро­
приятия, тестирование и контроль
ИТОГО

10-29

17-37

520-728

200-271

832-936

О бщ ая ф изическая подготовка.
- развитие общих физических способностей;
- поддержание высокого уровня общей физической подготовленности;
- повышение уровня общей физической подготовки.
Используя следующие упражнения:
- гимнастические упражнения (строевые упражнения, общеразвивающие упражнения,
упражнения с гимнастической палкой, упражнения гимнастической стенке, упражнения на
гимнастической скамейке, упражнения с мячом);
- легкоатлетические упражнения (ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с весом);
- спортивные и подвижные игры (футбол, настольный теннис, лапта, баскетбол, пионербол);
- упражнения с отягощением;
- велосипед.
С п ец и альн ая ф изическая подготовка.
- закрепление основы техники выполнения специальных физических упражнений (прыжки,
кувырки, бег с изменением направления, приседания);
- закрепление основы техники выполнения специальных физических упражнений в
усложненных условиях (прыжки, кувырки, бег с изменением направления, приседания);
- закрепление основы техники передвижения на роликовых коньках в усложненных
условиях, закрепление техники прохождения специальной трассы на роликовых коньках;
- отработка основы техники сухого слалома в усложненных условиях, закрепление деталей
техники сухого слалома.
Используя следующие упражнения:
- специальные физические упражнения;
- передвижение на роликовых коньках.
Техническая подготовка.
- закрепление основы техники специальных упражнений в усложненных условиях;
- закрепление основы техники передвижения на горных лыжах в усложненных условиях,
закрепление основы техники и тактики слалома-гиганта и специального слалома в
усложненных условиях;
- закрепление основы техники прохождения трасс супер-гиганта и скоростного спуска.

24

Используя следующие упражнения:
- специальные и подготовительные упражнения (на лыжах и без);
- спуски на горных лыжах (произвольное катание, учебные трассы).
И нструкторская и судейская п р акти ка.
Обязанности и права участников спортивных соревнований. Общие обязанности
судей. Обязанности главного судьи, заместителя главного судьи, главного секретаря и его
заместителей, судей на старте, судей на финише, контролеров. Оформление места старта,
финиша. Подготовка склона.
Составление комплексов упражнений для подготовительной, основной и
заключительной частей учебно-тренировочного занятия, разминки перед спортивными
соревнованиями.
Составление планов-конспектов учебно-тренировочных занятий по физической и
технической подготовке для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп 12-гогода обучения.
Проведение учебно-тренировочных занятий в группах начальной подготовки и
группах спортивной специализации 1-2-го года обучения.
Судейство спортивных соревнований по горнолыжному спорту в спортивной школе,
помощь в организации и проведении спортивных соревнований по горнолыжному спорту.
Выполнение обязанностей судьи на старте и финише, контролера, секретаря.

14.

У чебно-тематический план

Учебно-тематический план
Этап
спортивной
подготовки

Темы по теоретической
подготовке
Всего на этапе начальной
подготовки до одного года
обучения/ свыше одного
года обучения:
История возникновения
вида спорта и его
развитие

Этап
начальной
подготовки

Физическая культура важное средство
физического развития и
укрепления здоровья
человека

Гигиенические основы
физической культуры и
спорта,гигиена
обучающихся при
занятиях физической куль-

Объем
времени
в год
(минут)

Сроки
проведе
ния

Краткое содержание

120/180

~ 13/20

сентябрь

~ 13/20

октябрь

~ 13/20

ноябрь

Зарождение и развитие вида
спорта.
Автобиографии
выдающихся
спортсменов.
Чемпионы
и
призеры
Олимпийских игр.
Понятие
о
физической
культуре и спорте. Формы
физической
культуры.
Физическая культура
как
средство
воспитания
трудолюбия,
организованности,
воли,
нравственных
качеств
и
жизненно важных
умений и навыков.
Понятие
о
гигиене
и
санитарии. Уход за телом,
полостью рта и зубами.
Гигиенические
требования к одежде и обуви.

25

турой и спортом

Закаливание организма

Самоконтроль в процессе
занятий физической
культуры и спортом
Теоретические основы
обучения базовым
элементам техники и
тактики вида
спорта

декабрь

~ 13/20

январь

~ 13/20

май

Теоретические основы су­
действа.
Правила вида спорта

~ 14/20

июнь

Режим дня и питание
обучающихся

~ 14/20

август

Оборудование и спортивный
инвентарь по виду спорта

Учебнотрениров
очный
этап (этап
спортивной
специализа
ции)

~ 13/20

Всего на учебно­
тренировочном этапе до
трех лет обучения/ свыше
трех лет обучения:

Роль и место физической
культуры в формировании
личностных качеств

~ 14/20

ноябрьмай

Соблюдение гигиены на
спортивных объектах.
Знания и основные правила
закаливания.
Закаливание
воздухом, водой, солнцем.
Закаливание
на
занятиях
физической
культуры
и
спортом.
Ознакомление с понятием о
самоконтроле при занятиях
физической культурой и спор­
том. Дневник самоконтроля.
Его формы и содержание.
Понятие о травматизме.
Понятие о технических
элементах вида спорта.
Теоретические знания по
технике их выполнения.
Понятийность. Классификация
спортивных
соревнований.
Команды (жесты) спортивных
судей.
Положение
о
спортивном
соревновании.
Организационная работа по
подготовке
спортивных
соревнований.
Состав
и
обязанности
спортивных
судейских бригад. Обязанности
и
права
участников
спортивных
соревнований.
Система зачета в спортивных
соревнованиях по виду спорта.
Расписание учебно­
тренировочного процесса.
Роль питания в
жизнедеятельности.
Рациональное,
сбалансированное питание.
Правила
эксплуатации
и
безопасного
использования
оборудования и спортивного
инвентаря.

600/960

~ 70/107

сентябрь

Физическая культура и спорт
как социальные феномены.
Спорт - явление культурной
жизни. Роль физической
культуры в формировании
личностных качеств человека.
Воспитание волевых качеств,
уверенности в собственных
силах.

26

История возникновения
олимпийского движения

Режим дня и питание
обучающихся

~ 70/107

~ 70/107

октябрь

ноябрь

Физиологические основы
физической культуры

~ 70/107

декабрь

Учет соревновательной
деятельности, самоанализ
обучающегося

~ 70/107

январь

Зарождение
олимпийского
движения.
Возрождение
олимпийской идеи.
Международный
Олимпийский комитет
(МОК).

Расписание
учебно­
тренировочного
процесса.
Роль питания в подготовке
обучающихся к спортивным
соревнованиям. Рациональное,
сбалансированное питание.
Спортивная
физиология.
Классификация
различных
видов мышечной деятельности.
Физиологическая
характеристика
состояний
организма при спортивной
деятельности.
Физиологические механизмы
развития
двигательных
навыков.
Структура и содержание
дневника обучающегося.
Классификация и типы
спортивных соревнований.

28

V.
Особенности осущ ествления спортивной подготовки
по отдельны м спортивны м дисциплинам вида спорта «горнолы ж ны й спорт»
Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным
дисциплинам вида спорта "горнолыжный спорт" основаны на особенностях вида спорта
"горнолыжный спорт" и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных
образовательных программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной
подготовки и спортивных дисциплин вида спорта "горнолыжный спорт", по которым
осуществляется спортивная подготовка.
Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам
вида спорта "горнолыжный спорт" учитываются организациями, реализующими
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, при формировании
дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового
учебно-тренировочного плана.
Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную
подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на со­
ответствующий этап спортивной подготовки.
В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а также
условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на
основе обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности
осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта "горно­
лыжный спорт".
VI. У словия реализации дополнительной образовательной
програм м ы спортивной подготовки
15.
М атериально-технические условия реализации П рограм м ы .
Материально-технические условия реализации этапов спортивной подготовки
включают (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации, существенным условием которых является право
пользования соответствующей материально-технической базой и (или) объектом
инфраструктуры):
наличие горнолыжной трассы;
наличие тренировочного спортивного зала;
наличие тренажерного зала;
наличие раздевалок, душевых;
наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава
России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской
помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при
подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая
порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься
физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний
(тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
(ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях».

№
п/п
1.
2.
3.

обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем,
необходимыми для прохождения спортивной подготовки
Наименование оборудования и спортивного
Единица
Количество
инвентаря
измерения
изделий
штук
1
Бревно гимнастическое
комплект
1
Брусья гимнастические
Гантели массивные (от 0,5 до 5 кг)
комплект
2

29

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.

Гантели переменной массы (от 3 до 12 кг)
комплект
Жилет с отягощением
штук
Измеритель скорости ветра
штук
Канат с флажками для ограждения трасс
пог.м
Конь гимнастический
штук
комплект
Крепления горнолыжные
Лыжероллеры горнолыжные
пар
Лыжи горные
пар
Мат гимнастический
штук
Мат защитный (для закрытия различных опор,
штук
столбов и препятствий, находящихся в зоне движения
спортсменов)
Машинка для заточки кантов лыж с комплектом
штук
дисков
Мостик гимнастический
штук
Мяч набивной (медицинбол) (весом от 1 до 5 кг)
комплект
Палки горнолыжные
пар
Перекладина гимнастическая
штук
Пояс утяжелительный
штук
Ратрак (снегоуплотнительная машина для прокладки
штук
горнолыжных трасс)
штук
Сани спасательные
Скакалка гимнастическая
штук
Скамейка гимнастическая
штук
Скейтборд (роликовый)
штук
штук
Снегоход
Станок-верстак для заточки кантов горных лыж
штук
Стенка гимнастическая
штук
Термометр наружный
штук
Термометр для измерения температуры снега
штук
Утюг для нанесения лыжных парафинов, мазей
штук
Утяжелители для ног
комплект
Утяжелители для рук
комплект
Штанга с комплектом дисков (5, 10, 15, 20, 25 кг)
штук
Электробур-аккумуляторная дрель
комплект
Для спортивной дисциплины «слалом»
Короткие вешки (чарлики)
штук
Вешки с пружинным механизмом
штук
Сети безопасности «тип В» (заградительные)
пог. м
Для спортивной дисциплины «слалом-гигант»
Вешки с пружинным механизмом
штук
Кисточки для маркировки трасс
штук
Флаги (панели) для разметки ворот (красный, синий)
штук
Для спортивной дисциплины «супер-гигант»
Сети безопасности «тип В» (заградительные)
пог. м
Шест для установки защитной сети 15 м
штук

5
10
1
1000
1
10
10
10
10
10
2
2
3
10
1
10
1
3
10
6
10
1
2
8
4
1
2
10
10
1
5
154
154
288
324
324
162
4500
3000

30

№ п/п

Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование
Этапы спортивной подготовки
Учебно­
Этап
тренировочный
начальной
этап (этап
Наименование
Единица Расчетная
подготовки
спортивной
измерен
единица
специализации)
ия
и
и
и
и
ц
ц
к ат )т
к ат )т
рс уп
рс улп л(л
л л(л
с
с
к
эк
э
количество

№ /пп
/
1.
2.

3.
4.

5.
6.
7.
8.

Количество
изделий
10
10
10
10
10

Ботинки
горнолыжные
Защита
горнолыжная
(средство
для защиты)
Комбинезон
горнолыжный
Костюм
спортивный
ветрозащитный
Кроссовки
легкоатлетические
Носки
горнолыжные
Очки защитные

пар

1

3

2

1

1

3

1

2

-

1

1

-

-

1

1

На обучающегося

-

-

1

1

На
обучающегося
На обучающегося

-

штук

На обучающегося

-

штук

На обучающегося

пар

На обучающегося

-

пар

На обучающегося

штук
пар

комп
лект

количество

1.
2.
3.
4.
5.

обеспечение спортивной экипировкой
Единица
Наименование спортивной экипировки
измерения
Ботинки горнолыжные
пар
Защита горнолыжная (средство для защиты спины)
комплект
штук
Очки защитные
Чехол для лыж
штук
Шлем
штук

-

-

На обучающегося

-

-

1

2

компле На обучающегося
кт
штук На обучающегося

-

-

1

2

10.

Перчатки горно­
лыжные
Термобелье
спортивное
Чехол для лыж

-

-

1

2

11.

Шлем

штук

-

-

1

3

9.

На обучающегося

обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных мероприятий и
обратно;
обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий;

31

медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию систематического
медицинского контроля.
16.
К адровы е условия реализации П рограм м ы .
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных спортивных
соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), кроме
основного тренера-преподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам
спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта «горнолыжный спорт», а также на
всех этапах спортивной подготовки привлечение иных специалистов (при условии их
одновременной работы с обучающимися).
Для подготовки спортивного инвентаря и спортивной экипировки к учебно­
тренировочным занятиям и спортивным соревнованиям, обслуживания техники,
оборудования и спортивных сооружений, необходимых для осуществления спортивной
подготовки на всех этапах спортивной подготовки могут привлекаться соответствующие
специалисты.
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, соответствует
требованиям, установленным:
а) профессиональными стандартами «Тренер-преподаватель» (приказ Минтруда Рос­
сии от 24.12.2020 № 952н), «Тренер» (приказ Минтруда России от 28.03.2019 № 191н),
«Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и
спорта» (приказ Минтруда России от 21.04.2022 № 237н), «Специалист по обслуживанию и
ремонту спортивного инвентаря и оборудования» (приказ Минтруда России от 28.03.2019
№ 192н);
или
б) Единым
квалификационным
справочником
должностей
руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников в области физической культуры и спорта» (приказ Минздравсоцразвития
России от 15.08.2011
№ 916н), раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н).
Непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей обеспечивает­
ся освоением дополнительных профессиональных программ не реже чем один раз в три года.
17. И ны е условия реализации дополнительной образовательной п рограм м ы
по виду спорта горнолы ж ны й спорт.
17.1. Дополнительная
образовательная
программа
спортивной
подготовки
рассчитывается на 52 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную
образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с
годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по
индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно­
тренировочного процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки, её
продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов,
предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей
дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.
17.2. Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в
часахи не должна превышать:
на этапе начальной подготовки - двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - трёх часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная
продолжительность не должна составлять более восьми часов.

32

В часовой объём учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические,
восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская
практика.
17.3.
Работа по индивидуальным планам
спортивной
подготовки
може
осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной подготовки в период проведения
учебно-тренировочных мероприятий и участия в спортивных соревнованиях.
18.

И нф ормационно-методические условия реализации П рограм м ы .

1. Федеральный закон от 30 апреля 2021 года № 127-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 127-ФЗ).
3. Федеральный закон от 04 декабря 2007 года№ 329-ФЗ «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 127-ФЗ)
4. Положение о Единой всероссийской спортивной квалификации (приказ Минспорта
Российской Федерации № 1255 от 19.12.2022 г.).
5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2020
года № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам,
занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении
физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского
осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой
и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и форм медицинских
заключений о попуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях» (с
изменениями и дополнениями, вносимыми приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации» 106н от 22 февраля 2022 года).
6. Приказ Минспорта Российской Федерации от 3 августа 2022 года № 634 «Об
особенностях
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным образовательным программам спортивной подготовки».
7. Приказ Минспорта Российской Федерации от 30 октября 2015 года № 999 «Об
утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных
сборных команд российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вносимыми
приказом Министерства спорта Российской Федерации № 575 от 07 июля 2022 года).
8. Приказ Минспорта Российской Федерации «Об утверждении федерального стандарта
спортивной подготовки по виду спорта «горнолыжный спорт» от 31.10.2022 г. № 881.
9. Правила вида спорта «горнолыжный спорт», утверждены приказом Минспорта
Российской Федерации от 19 декабря 2022 г. № 1261.

П еречень И нтернет-ресурсов:
1. Министерство спорта Российской Федерации (http://www.minsport.gov.ru)
2. Российская Федерация горнолыжного спорта (https://fgssr.ru)
3. Российское антидопинговое агентство (http://www.rusada.ru)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».